Естественные цвета стиля Бидермейер: идеи и особенности

Стиль бидермейер в интерьере: описание и фото

Стиль бидермейер, распространившийся по Европе в начале XIX века, имеет немецкое происхождение. Сам термин образован от слова «bieder» (обывательский, простой), и это говорящее название.
Интерьер помещения, оформленного в этом стиле, удобен и по-домашнему уютен. Он – отражение мировоззрения представителей буржуазного класса, стремления человека жить в практично обставленном и комфортабельном доме.

Особенности стиля Бидермейер в интерьере

Внимание уделяется не только функциональности, но и красоте каждого элемента интерьера.

Характерные черты стиля:

  1. Много свободного пространства, хорошо продуманное освещение.
  2. Все предметы обстановки подбираются в контексте максимального комфорта и уюта.
  3. Основная цветовая гамма: насыщенный багровый, глубокий коричневый, теплый желтый.
  4. Мебель выполнена из светлых пород дерева. Обивка украшена простенькими узорами (полосы, цветы). Мебельная группа размещена в центре помещения. Особенности комнаты (ниши, пустоты) подчеркиваются разнообразным декором.
  5. Главный мотив в оформлении – круг. В комнате не должно быть острых углов, только плавные линии, мягкие переходы.
  6. Обилие декоративных элементов, придающих помещению уют: подушки, картины, ручная вышивка, фарфоровая посуда, многочисленные светильники, настенные и напольные часы, пледы, покрывала.
  7. Текстиль имеет красочную расцветку. На обивке мебели могут быть мелкие узоры, цветочные мотивы, орнаменты, изображения птиц.

Бидермейер в интерьере кухни

Материалы и отделка

Стены, потолок и пол не привлекают внимание, отделаны максимально просто.

Стены

В качестве отделочных материалов используют традиционные: бумажные обои, краску для стен, штукатурку. А также возможен декор стен тканью.

Для оформления стен предпочтительны спокойные и теплые оттенки: розовый, сливочный, коричневый, молочный или голубой. Обои могут быть однотонными или иметь незатейливый орнамент.

Потолок

Отделка потолка также очень скромна: гладкая поверхность без резных элементов, многоярусных конструкций или рисунков. Допустимо умеренное использование лепнины.

В современном варианте при оформлении помещения в стиле бидермейер можно использовать натяжные потолки светлых оттенков.

Самый подходящий вариант отделки пола – паркет. Поскольку он отличается достаточно высокой стоимостью, используют бюджетный аналог – ламинат. При этом важно, чтобы покрытие имитировало натуральное дерево.

Двери и окна

Оконные проемы в помещении должны быть крупными, впускающими внутрь большое количество солнечного света.

Вместо дверей, обычно, используют двустворчатые конструкции, именуемые «болтушками».

Стилевая мебель

Предметы обстановки отличаются добротностью. Выполнены из массива дерева светлых пород (черешни, клена, ясеня, березы, груши).
Центральный элемент комнаты – большой стол. По стенам располагают шкафы для посуды или серванты, комоды, бюро. Дополняют обстановку этажерки, витрины, трюмо, угловые шкафчики.

Места отдыха – широкие диваны, низкие мягкие кресла с удобными подлокотниками, стулья с мягкой набивкой. Также используют создающие комфорт мелочи: скамеечки для ног, мягкие пуфы, кресла-качалки.

Основные признаки мебели в стиле бидермейер:

  • мягкие линии;
  • плавные изгибы спинки кресел и диванов;
  • гнутые ножки;
  • обивка выполнена из яркого ситца или репса с растительным или полосатым узором.

Кровати из гладкого дерева, без украшений; балдахины отходят в прошлое, их почти не используют.

Спальная комната в стиле бидермейер

Детали и декор

Основные декоративные элементы для стен – гравюры, настенные тарелки, вышивки ручной работы, старинные акварели. В деревянных рамках развешивают семейные фотографии.

Фарфоровую посуду выставляют на всеобщее обозрение, размещая ее в посудных шкафах и сервантах. На полки этажерок ставят книги, статуэтки, изящные шкатулки.
Столики покрывают скатертями с вышивкой ручной работы, ажурными салфетками, на них ставят вазы с живыми цветами, настольные лампы.

Читайте также:
Гостиная в японском стиле: фото новинок дизайна

Кстати украшение живыми цветами в стиле бидермейер – распространенная практика; их размещают повсюду: на этажерках, столиках, на полу в кадках.

Текстиль

Скромность обстановки компенсируется декором. Уют привносят с помощью текстиля – его в интерьере бидермейер используют активно.

Ковер – обязательный элемент. Мягкий, с длинным ворсом, он не должен занимать всю поверхность пола – его устилают в центре комнаты.

Для штор используют дорогие качественные ткани – бархат или муслин, украшают кисточками, благодаря чему декор окна приобретает черты сентиментального романтизма.

На мебель набрасывают накидки, украшенные ручной вышивкой, пестрые покрывала, скатерти.

Бидермейер представляет собой сплав множества стилей, от которых он взял самое лучшее. Здесь можно заметить элементы классицизма, минимализма, романтизма, деревенского и стиля ампир.

Стиль бидермейер в интерьере помещений: очарование и простота Германии

Художественный стиль бидермейер был распространен в 1815—1848 годах в искусстве Германии и Австрии. Удивительно простой и романтический, он завоевал симпатию жителей провинций, которые высоко ценили домашний уют. Своим названием стиль обязан немецкому поэту Людвигу Айхродту, автору эпиграмм под псевдонимом Готлиб Бидермейер. Само слово «bieder» означает «простодушный» или «обывательский».

  1. История происхождения
  2. Характерные черты стиля
  3. Цветовая палитра
  4. Особенности отделки помещения
  5. Пол
  6. Потолок
  7. Стены
  8. Освещение
  9. Мебель
  10. Декор
  11. Текстиль
  12. Видео об оформлении интерьера

История происхождения

Бидермейер ― одна из ветвей романтизма, последовавшего за величественным и торжественным ампиром. Зародился этот стиль на фоне нестабильной политической ситуации в Германии.

Пребывая в меланхоличном настроении, горожане старались:

  • прятаться от реальности;
  • погружаться в семью и круг друзей;
  • искать романтику в повседневности.

Первоначально стиль воплотился в живописи, сюжеты которой воплощали идиллическую привлекательность мира обывателя.

Живописные произведения отличаются:

  • небольшим форматом полотен;
  • акцентированием мелких деталей;
  • утонченной манерой письма.

Этот уютный и простодушный стиль постепенно распространился на:

  • моду;
  • прикладное искусство;
  • интерьер помещений;
  • мебель.

Бидермейер в одежде наиболее ассоциируется с женским платьем. Мода XIX столетия стала более простой, функциональной и комфортной.

Дамская одежда была представлена:

  • платьями с приталенным силуэтом, декольте и широкими рукавами;
  • изысканными шляпками;
  • широкими юбками, по форме напоминающими колокол.

Гардероб для мужчин включал рединготы, жилеты, цилиндры и зауженные брюки со штрипками. Значимым аксессуаром являлась трость.

В интерьерах большое значение уделялось:

  • сбалансированности пропорций;
  • светлым палитрам;
  • простоте форм.

Важная особенность — обустройство «чистой комнаты», в которой принимали гостей. В мебели выше всего ценились удобство и функциональность, а декоративности была отведена второстепенная роль.

Характерные черты стиля

Стиль бидермейер в интерьере сочетает в себе функциональность и эстетику каждой детали.

  1. Просторность помещения.
  2. Обилие света.
  3. Оформление интерьера и мебели в теплой цветовой гамме.
  4. Недопустимость острых углов. В оформлении мебели и пространства ― исключительно мягкие переходы и плавные линии.
  5. Светлая деревянная мебель.
  6. Украшение обивки цветами, полосами, а также другими простыми и элегантными узорами.
  7. Размещение мебельной группы в центре помещения.
  8. Множество предметов декора, придающих помещению теплоту и уют ― картин, посуды из фарфора, напольных и настенных часов, светильников, покрывал, пледов, подушек и ручной вышивки.
  9. Красочность мебельной обивки и прочего текстиля ― преобладают изображения птиц и цветов, растительные орнаменты и мелкие узоры.
Читайте также:
Выбор цемента для фундамента здания

Цветовая палитра

Цветовая гамма максимально приближена к природе и естественна.

В палитре преобладают светлые оттенки:

  • белый с разнообразными теплыми и холодными тонами;
  • голубой;
  • светло-серый;
  • фисташковый;
  • нежно-желтый.

В обивке мебели также приветствуются более яркие и насыщенные тона, в частности, терракотовый, бургунди, бордо, фиолетовый и малиновый.

Особенности отделки помещения

При отделке помещения можно применять самые обычные материалы, доступные в строительном супермаркете.

Идеальным вариантом напольного покрытия является паркет. Этот натуральный материал отличается экологической чистотой и долговечностью. Альтернативный вариант — имитирующий дерево ламинат.

Потолок

Простота и скромность должны преобладать.

Важными особенностями являются:

  • светлые тона;
  • идеально ровная и гладкая поверхность;
  • отсутствие узоров и резных элементов.

Стены

Оформление стен выполняется при помощи традиционных материалов: бумажных обоев, натуральной ткани, штукатурки или краски. Их выбирают в зависимости от характеристик помещения.

Цветовая гамма должна быть светлой и теплой:

  • сливочной;
  • молочной;
  • розовой;
  • голубой;
  • коричневой.

Классический вариант дизайна ― однотонное оформление стен, возможно, с незатейливым и легким узором.

Освещение

Важное условие — хорошая освещенность помещений с помощью гармонично подобранных приборов.

К данному стилю подойдут:

  • классические люстры с лампочками, имитирующими свечи;
  • элегантные настенные бра;
  • торшеры;
  • точечные потолочные светильники;
  • камины.

Мебель

Добротная деревянная мебель очень красива и функциональна.

Изготавливают ее из светлых пород, включая:

  • березу;
  • ясень;
  • клен;
  • грушу;
  • черешню.

Центр комнаты — место для большого стола овальной формы. У стен можно расставлять серванты, комоды и посудные шкафчики. Дополнительно размещать трюмо, этажерки и витрины, одновременно служащие декоративными и практичными элементами.

Комфортный отдых обеспечивают:

  • мягкие невысокие кресла с подлокотниками;
  • широкие диваны;
  • набивные мягкие стулья;
  • кресла-качалки;
  • мягкие пуфики;
  • скамейки-подставки для ног.

В спальнях присутствуют просторные деревянные кровати с гладкой поверхностью без декоративных элементов.

Самые главные признаками стилевой мебели:

  • плавные линии;
  • дугообразные ножки;
  • комфортные изгибы спинок;
  • яркая ситцевая или репсовая обивка с полосами или растительными мотивами.

Декор

Грамотно подобранные декоративные элементы призваны выигрышно подчеркнуть уют и практичность интерьера.

На стенах размещаются:

  • сувенирные тарелки;
  • гравюры;
  • вышивки ручной работы;
  • деревянные рамки с семейными фотоснимками;
  • старинные акварельные рисунки.

В сервантах может находиться красивая фарфоровая посуда, а на этажерках ― книги, шкатулки и статуэтки. Приветствуется использование живых цветов на столах и в кадках на полу.

Текстиль

Обилие текстильных элементов свойственно для интерьера в стиле бидермейер. В центре комнаты обязательно располагается ковер среднего размера, длинноворсовый и мягкий.

Шторы изготавливаются из бархата, муслина и других дорогостоящих тканей, отличающихся высоким качеством. Наличие кисточек придает им сентиментальные и романтичные черты.

  • вышитыми накидками;
  • скатертями;
  • покрывалами.

Видео об оформлении интерьера

Представленное видео ознакомит с оформлением интерьера в стиле бидермейер, воплотившем в себе лучшие черты ампира, романтизма и классицизма.

Стиль бидермейер: традиции в современном интерьере

Отправим материал на почту

  • Истоки
  • Особенности
  • Материалы и отделка
  • Мебель
  • Стиль бидермейер в современном интерьере
  • Заключение

В отличие от аристократического ампира, этот стиль в современных интерьерах воспроизводится не часто, хотя многие наработки, появившись в эпоху бидермейера, актуальны и по сей день. Стиль бидермейер может использоваться самостоятельно, или послужить основой для создания оригинальных интерьерных решений в духе модной эклектики.

Читайте также:
Всё о трубе ПНД: применение, таблица размеров по ГОСТу

Истоки

Бидермейер как стилевое направление сложился после 1815 года, был особенно популярен в 1820-40 годах и сохранился до конца столетия. Он стал ответом на окончание наполеоновских войн; его основополагающая особенность — полное отрицание предыдущих классических стилей с их любовью к античным формам Греции и Древнего Рима. Любопытно, что название стиля возникло гораздо позже; оно произошло от журнальных карикатур, высмеивающих приземленные вкусы выдуманного господина Бидермейера (в переводе с немецкого — «бравый (или простодушный) господин Майер»).

Романтический бидермейер пришел на смену пафосному ампиру и быстро распространился на территории Австро-Венгрии и в соседних странах. Бидермейер стал отражением провинциальных буржуазных вкусов. Его эстетика — это мир вещей, способных обеспечить домашний уют. Расцвет стиля в России пришелся на пушкинские времена; его влияние проявилось не только в интерьере, но и в одежде, прическах, живописи.

Особенности

В интерьере добротный романтизм по-немецки можно узнать по следующим чертам:

  • Общее впечатление. Помещение просторное, пропорции, характерные для ампира, отсутствуют. Классические формы упростились в угоду практичности; интерьер воспринимается светлым, романтичным и одновременно психологически комфортным.
  • Заимствования. От ампира бидермейер унаследовал принципы композиции интерьера, однако отказался от его театральности. Обстановка потеряла симметричность, но сохранила стремление к сбалансированности.
  • Наполнение. Помещение наполняется разнообразной мебелью и текстилем по принципу «чем больше, тем лучше», главное — исключить пустоты.

Материалы и отделка

Бидермейер как стиль в интерьере стал любимцем среднего класса, буржуазного большинства, населяющего европейские города. Направление сложилось в противовес ампиру, стилю высших слоев общества, поэтому элитарность для него совершенно не характерна, а отделка отличается максимальной простотой. Главный принцип внутренней отделки — она не должна привлекать внимания, поэтому используются следующие приемы:

  • Стены. Изначально для отделки стен применялась обивка тканью или клеились тисненые обои (часто полосатые), что не потеряло актуальность и сегодня. Стильный вид имеют гладкие однотонные стены. Для отделки спальни и гостиной подходят обои, для кухни практичным будет окрашивание, для коридора можно выбрать штукатурку.

Мебель

Для бидермайера важна практичность предметов обстановки, их декоративность отходит на второй план. Главными критериями становятся такие качества, как удобство, прочность и качество столярной работы. Для мебели в стиле бидермейер характерны следующие черты:

  • Равнодушие к роскоши. Вместо красного и черного дерева используется древесина клена и березы, вместо шикарной шелковой обивки, характерной для ампира, — цветастый ситец и практичный полосатый репс.

  • Декор мебели. Он является наследием прошлого, но скромен (по понятиям того времени). Шкафы украшают точеные и резные рельефы: грифоны, лебеди, лиры, лавровые венки. Рельефы покрываются черным лаком или позолотой.

Видео описание

Об особенностях стиля бидермейер в следующем видео:

Стиль бидермейер в современном интерьере

Во времена своего расцвета бидермейер в интерьере прекрасно уживался с национальными направлениями: французским романтизмом, российским «Николаевским» ампиром, британским викторианским стилем. Оказало на него влияние и всеобщее европейское увлечение восточным колоритом. Интерьеры бюргерских домов украшались предметами, привезенными из Китая и Японии, а у поклонников Востока появлялись курительные комнаты, оформленные на турецкий манер.

Читайте также:
Внутренняя отделка бани из пеноблоков: как отделать, фото, наружная обшивка

Знание подобных тонкостей помогает в оформлении современного интерьера. Оформляя комнату в стиле бидермейер, важно помнить, что:

  • Столов может быть несколько. Большой стол обычно занимает место в центре комнаты. Стильным штрихом станет кофейный, курительный или карточный столик, полезным — столик для рукоделия или чтения.
  • Мебели должно быть много. В дополнение к столу подбирают шкафы, комоды и этажерки. Узнаваемая деталь стиля — бюро или секретер.

Заключение

Со времен расцвета бидермейера представления об уюте и целесообразности изменились. Современные интерьеры, оформленные по-бюргерски, выглядят гораздо проще, но сохраняют заложенный в идею комфорт и практичность. Нередко идеи бидермейера используются как часть эклектики — резной секретер или шкаф со стеклянной витриной способен стать украшением любой гостиной. Этот художественный стиль по-прежнему востребован; как никакой другой, он наполнен вниманием к мелочам и приближен к повседневным потребностям человека.

Еще немного внимания!

Как вам кажется, являются ли идеи бидермейера действительно подходящими для нашего времени? Тяжеловесную мебель с непривычным для современного глаза декором мало кто назовет практичной. Несмотря на декларируемый комфорт, стиль простых немецких бюргеров кажется скучным и меркнет рядом с модерном или фьюжн.

Бидермейер: визитная карточка стиля

Недавно Квартблог выпустил небольшой гид по стилям, в котором кратко описаны классические, современные и национальные стили. Вдохновившись составлением такого гида, мы решили посвятить некоторым направлениям отдельные посты, окунуться в их историю, разобрать по косточкам все детали и насытить вас интересной информацией. Сегодня предлагаем поговорить о бидермейере.

История

Этот стиль родом из Австрии и Германии XIX века и, честно говоря, за звучным и даже важным словом скрывается насмешка: бидермейер в переводе – некий «бравый господин Мейер», собирательный образ мещанина, который придумал и взял себе в качестве псевдонима поэт Л. Айхродт. Сроднившись таким образом с мещанством, бидермейер ставит во главу угла практичность, удобство, прочность. Примечательно, что многие классические в дизайне интерьеров стили начали свой путь с архитектуры (классицизм, готика, барокко и пр.), а вот бидермейер изначально появился как тип интерьерного убранства. Унаследовав некоторые черты ампира (принципы построения и лаконизм), бидермейер совершенно проигнорировал такие его качества, как холодность, помпезность и роскошь. К тому же, в первые годы XIX века у людей попросту не было финансовых возможностей на шикарную обстановку, зато дешевая, функциональная, комфортабельная английская мебель вполне отвечала потребностям среднестатистических буржуа.

Итак, каковы же основные особенности стиля бидермейер?

Содержание:

Пространство

Перво-наперво, это просторное, светлое помещение. Очень многое делается для поддержания этого ощущения света: цвет стен, невесомые муслиновые занавески, сводчатые потолки, окна, расположенные в глубоких проемах. Уют привносят теплые коричневые тона мебели (далее мы увидим, насколько бидермейер предан дереву), гравюры и акварели на стенах, множество трогательных и очаровательных сувениров и безделушек (вышивки, музыкальные шкатулки, часы, статуэтки, коллекции фарфора). Именно в эти годы возникло понятие «чистая комната», то есть комната, обставленная с особой любовью и трепетом, в подражание аристократическим салонам, где принимали гостей.

Бидермейер: Отделка

Стены обязательно должны быть однотонными, неважно, используется при этом штукатурка, краска или бумажные обои, главное – никаких вольностей в виде орнамента или рисунка. Даже если стены драпировались тканью, однотонность все равно была выдержана. Цветовая палитра достаточно демократична: желтый, голубой, розовый, бежевый цвета и их теплые оттенки. Напольное покрытие – конечно же, паркет.

Читайте также:
Делаем подсвечники своими руками

Мебель

Мебель в стиле бидермейер, непременно, обладает изогнутыми формами (изгибаются и спинки стульев, и локотники кресел, и ножки стола) и выполнена безукоризненно с точки зрения столярного мастерства (дерево при этом брали светлых пород: грушу, клен, вишню, берёзу, орех, ясень). Именно поэтому максимум, что делали с мебелью после того как она появлялась на свет – покрывали лаком, цветным или прозрачным. Обивка, конечно, допустима, но с условием: она должна крепится к мебели с помощью гвоздей с большими декоративными шляпками (белыми фарфоровыми, если точно). Что касается узора, то это может быть полоска или скромный цветочный орнамент.

В эпоху бидермейера в лучах славы купались такие многофункциональные предметы мебели, как раздвижные столы и столы с откидными столешницами, складные стулья, секретеры со множеством выдвижных ящичков, раскладывающиеся диваны. Трудно было представить обстановку и без шкафа-витрины (классика жанра – однодверные и двухдверные застекленные книжные шкафы, секретеры с выдвижными, украшенными живописью ящичками, в том числе потайными), угловых шкафчиков, комодов, этажерок, трюмо, рабочих столиков (читальные столы, курительные, рабочие, карточные).

Присмотревшись, можно обнаружить на мебели влияние ампира: резной декор в виде лебедей, грифонов, гирлянд, лавровых венков, розеток. Их обычно золотили или покрывали черным лаком. Именно в бидермейере широко применялась фанеровка светлыми породами дерева и вставки в виде дерева разных пород.

Текстиль

Согласитесь, ни о каком уюте не могло бы идти и речи, если бы комнату заполняла исключительно деревянная (пусть и такая роскошная, пусть и с обивкой) мебель. Поэтому крайне важно «укрыть» комнату: ковры с высоким ворсом, покрывала, балдахины, легкие занавески в обрамлении тяжелых штор с кистями, подушки и пледы на диванах и креслах, кружевные салфетки и скатерти с вышивкой. Здесь уже можно дать волю фантазии и выбрать менее строгие принты: цветы, фрукты, растения. Позволительно даже сочетать различные фактуры: матовые и блестящие ткани, бархат и атлас.

Посмотреть на стиль бидермейер в органичном обрамлении, то есть на родине, можно, к примеру, в замке Хоэншвангау (Германия), также вы обнаружите его в одном из замков Цесисского комплекса (Латвия) и в Национальном музее Финляндии.

Впрочем, чтобы полюбоваться бидермейером необязательно отправляться в путешествие, можно посмотреть картины художников, и наших отечественных в том числе. Да-да, до России этот стиль тоже добрался, аккурат в пушкинскую пору.

Немного истории.Бидермайер: простодушный стиль.

Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль, распространённый в 1815—1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».

Бидермейер является ответвлением Романтизма, пришедшего на смену Ампиру, поэтому его иногда называют «смесь Ампира с Романтизмом». В Бидермейере отразились представления «бюргерской», «мещанской» среды и вкусов, формы стиля Ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Мода, искусство, декор, стиль становится достоянием более широких кругов общества. Особенно ярко стиль проявился в декоративно-прикладном искусстве (мебель, костюм, посуда, украшения). Во всех направлениях Бидермейер исполнен вниманием к мелочам, любовью к материальности, повседневности, маленькими радостями быта. Бидермейер — искусство семейных ценностей и жизненного уклада простого человека.

Читайте также:
5 простых способов обновить ванную без ремонта

Наиболее широкое распространение стиль бидермейер получил в Германии, Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Венгрии, Румынии, Словении, Словакии, Чехии, Хорватии, Польше и Англии. Коснулся он и России, однако выражен был не столь значительно, и пришёлся на период правления Николая I — читающие и сентиментальные пушкинские времена. Поэтическая атмосфера, царившая тогда в Российской Империи, особенно в Петербурге, определила черты русского бидермейера: мода на столы с ящиками и тайниками, секретеры — столь свойственные бидермейеру. В европейских странах стиль прекрасно ужился с другими национальными, так в Великобритании основывается «Викторианский стиль», в России «Николаевский ампир», «Романтизм» во Франции и т.д.

Своё название стиль получил уже постфактум, первое употребление термина относится к 1894 году. Это несколько видоизменённое имя вымышленного комического персонажа Готлиба Бидермейера (Gottlieb Biedermaier), чья фамилия переводится как «простодушный господин Мейер». Это мелкий буржуа, который якобы писал наивные стихи и размышления о жизни в еженедельный мюнхенский журнал Fliegende Blätter. Он стал символом комфорта среднего класса, в котором приоритет отдавался семейной жизни и приватным занятиям, вроде написания писем или увлечения личным хобби.

Художники, которых ассоциируют со стилем бидермайер

Ни одно хозяйство в период бидермайера не обходилось без фортепиано — неотъемлемой части ставших популярными суаре. Такие вечеринки отражали растущие культурные интересы среднего класса в литературе, танцах, поэзии. Всё это стало темой для живописцев бидермайера, среди которых выделяются Карл Шпицвег, Франц Крюгер, Георг Фридрих Керстинг, Фердинанд Георг Вальдмюллер, Фридрих фон Амерлинг, Фридрих Гауерманн и Павел Федотов.

Живопись бидермейера характеризуется довольно высоким уровнем качества. Содержание и форма образовывали гармоничное эстетическое единство, а творческий дух устремлялся ввысь на крыльях перемен. В пейзажах живописцы постоянно совершенствовались в реалистичности, примером тому могут быть виды острова Пратер и области Зальцкаммергут у Фердинанда Георга Вальдмюллера, написанные в 1830-х годах.

Историческая живопись была не только способом описать прошлое, но и создать сообщение настоящее о настоящем, точно передавая все детали, как на картине «Спор кучеров» (1828) Иоганна Михаэля Недера.

Со своей стороны портретная живопись стремилась реалистично представлять людей с их индивидуальными особенностями («бородавки и всё прочее»). Здесь Вальдмюллер вновь получает самые пышные лавры. В свою очередь Амерлинг создавал фигурные ансамбли с изысканной утончённостью. Он не столько хотел передать сходство, сколько весь образ портретируемого. При этом художник вплетает в композицию историю, как в работе «Рудольф фон Артхабер с детьми» (1837).

В свою очередь изображения цветов и фруктов отличаются высочайшим художественным мастерством и основаны на глубоких научных наблюдениях.

Тем не менее, самые значительные успехи были достигнуты в жанровой живописи. Художники вдохновлялись жизнью крестьян, буржуазии или рабочих, — и передали нам художественные свидетельства повседневной жизни того времени и особых праздничных случаев. Герои «Утра праздника Тела Христова» Вальдмюллера переживают детские радости, а его же композиция «Ранняя весна в Венском лесу» (второе название — «Собиратели хвороста») документирует ежедневную работу и быт крестьянского населения. Сцена «Кончина Фидельки» Павла Федотова иллюстрирует разнообразие и глубину человеческих характеров.

Читайте также:
Как выбрать строительный шпатель

Восхитительная палитра живописцев соотносится с теорией цвета Гёте, который нашёл связь между определёнными оттенками и настроением. Например, он рекомендовал красить стены в зелёный и серый для создания комфортной атмосферы.

В Дании период бидермайера соотносится с «датским Золотым веком», временем творческого всплеска, когда творили такие художники, как Кристофер Вильгельм Эккерсберг, его ученики Вильгельм Бендз, Кристен Кёбке, Константин Хансен, Вильгельм Марстранд, а также неоклассический скульптур Бертель Торвальдсен. В этот же период получает развитие датская архитектура в неоклассическом стиле. В частности, Копенгаген обрёл новый облик благодаря зданиям, спроектированным Кристианом Фредериком Хансеном и Михаэлем Готтлибом Биндесбёллом.

Бидермайер: прикладное искусство и дизайн

Однако наиболее значительное влияние бидермайер оказал на дизайн интерьеров. В мебели предшественниками стиля были ампир и период Директории, она отличалась удивительной простотой, практичностью и функциональностью. Стиль ампир подразумевал пышность, использование тёмного дерева и гор аксессуаров из позолоченной бронзы.
Бидермайер — в этом смысле более тесно отождествлявшийся с Директорией — ассоциируется со светлой древесиной из местных лесов (вишня, ясень и дуб), не обременённой металлическими украшениями. Поверхности украшали естественные прожилки, узлы или акценты «под эбеновое дерево» для контраста; иногда использовалась инкрустация, хотя и скромная. Отличительной чертой мебели бидермайера является её чрезвычайно сдержанный геометрический внешний вид. Некоторые предметы получили новые роли, например, центральный стол, который ранее был изолированной центральной частью интерьера, стал семейным столом, вокруг которого проходили вечерние мероприятия.

В целом, стиль бидермайер служил наглядным свидетельством конфликта идей между классицизмом и романтизмом, который продолжался в течение первой половины XIX века. Со временем стиль бидермейера был «романтизирован» в соответствии со вкусами заказчиков из растущего среднего класса, стремящихся продемонстрировать обретённое новое богатство: прямые линии превратились в изогнутые и змеящиеся, простые поверхности всё чаще украшались не только натуральными материалами, гуманистические формы стали более фантастическим, мебельщики начали экспериментировать с текстурами.

Мебель и образ жизни в период бидермайера стали темой на выставки в Венском музее прикладного искусства в 1896 году. Этот элегантный причудливый стиль настолько понравился многим посетителям экспозиции, что пережил взлёт популярности среди европейских краснодеревщиков вплоть до возникновения ар-деко. Простота и элегантность бидермайера повлияли также лидеров Венского сецессиона и Венских мастерских, а позже — на различные направления Баухауза. Первоначальный акцент на лёгкость, утилитаризм и индивидуальность способствовал возрождению стиля бидермайер к 1970-м годам.

Бидермайер

Простодушный стиль

Портрет Готлиба Бидермейера из мюнхенского журнала Fliegende Blätter от 1855 года

Своё название стиль получил уже постфактум , первое употребление термина относится к 1894 году. Это несколько видоизменённое имя вымышленного комического персонажа Готлиба Бидермейера ( Gottlieb Biedermaier), чья фамилия переводится как « простодушный господин Мейер». Это мелкий буржуа , который якобы писал наивные стихи и размышления о жизни в еженедельный мюнхенский журнал Fliegende Blätter. Он стал символом комфорта среднего класса , в котором приоритет отдавался семейной жизни и приватным занятиям , вроде написания писем или увлечения личным хобби.

Художники, которых ассоциируют со стилем бидермайер

Живопись бидермейера характеризуется довольно высоким уровнем качества. Содержание и форма образовывали гармоничное эстетическое единство , а творческий дух устремлялся ввысь на крыльях перемен. В пейзажах живописцы постоянно совершенствовались в реалистичности , примером тому могут быть виды острова Пратер и области Зальцкаммергут у Фердинанда Георга Вальдмюллера , написанные в 1830-х годах.

Читайте также:
Как заменить гофру на унитазе

Историческая живопись была не только способом описать прошлое , но и создать сообщение о настоящем , точно передавая все детали , как на картине « Спор кучеров» ( 1828) Иоганна Михаэля Недера.

Со своей стороны портретная живопись стремилась реалистично представлять людей с их индивидуальными особенностями ( «бородавки и всё прочее»). Здесь Вальдмюллер вновь получает самые пышные лавры. В свою очередь Амерлинг создавал фигурные ансамбли с изысканной утончённостью. Он не столько хотел передать сходство , сколько весь образ портретируемого. При этом художник вплетает в композицию историю , как в работе « Рудольф фон Артхабер с детьми» ( 1837).

В свою очередь изображения цветов и фруктов отличаются высочайшим художественным мастерством и основаны на глубоких научных наблюдениях.

Тем не менее , самые значительные успехи были достигнуты в жанровой живописи. Художники вдохновлялись жизнью крестьян , буржуазии или рабочих, — и передали нам художественные свидетельства повседневной жизни того времени и особых праздничных случаев. Герои « Утра праздника Тела Христова» Вальдмюллера переживают детские радости , а его же композиция « Ранняя весна в Венском лесу» ( второе название — «Собиратели хвороста») документирует ежедневную работу и быт крестьянского населения. Сцена « Кончина Фидельки» Павла Федотова иллюстрирует разнообразие и глубину человеческих характеров.

Восхитительная палитра живописцев соотносится с теорией цвета Гёте , который нашёл связь между определёнными оттенками и настроением. Например , он рекомендовал красить стены в зелёный и серый для создания комфортной атмосферы.

Бидермайер: прикладное искусство и дизайн

подразумевал пышность , использование тёмного дерева и гор аксессуаров из позолоченной бронзы.

Бидермайер — в этом смысле более тесно отождествлявшийся с Директорией — ассоциируется со светлой древесиной из местных лесов ( вишня , ясень и дуб), не обременённой металлическим декором. Поверхности украшали естественные прожилки , узлы или акценты « под эбеновое дерево» для контраста; иногда использовалась инкрустация

, хотя и скромная. Отличительной чертой мебели бидермайера является её чрезвычайно сдержанный геометрический внешний вид. Некоторые предметы получили новые роли , например , центральный стол , который ранее был изолированной центральной частью интерьера , стал семейным столом , вокруг которого проходили вечерние мероприятия.

В целом , стиль бидермайер служил наглядным свидетельством конфликта идей между классицизмом и романтизмом , который продолжался в течение первой половины XIX века. Со временем стиль бидермейера был « романтизирован» в соответствии со вкусами заказчиков из растущего среднего класса , стремящихся продемонстрировать обретённое новое богатство: прямые линии превратились в изогнутые и змеящиеся , простые поверхности всё чаще украшались не только натуральными материалами , гуманистические формы стали более фантастическим , мебельщики начали экспериментировать с текстурами.

Платья и модный костюм в стиле бидермейер

Наиболее интересный и необычный период в моде XIX века приходился на время господства стиля бидермейер в Европе. Данный стиль в европейском костюме существовал практически параллельно со стилем романтизм в 1820-1840-е годы.

Ф. Г. Вальдмюллер
«Семья в парке»

Родиной стиля бидермейер считается Австрия. Само название стиля произошло от коллективного псевдонима нескольких поэтов XIX века – господин Бидермайер. Под данным псевдонимом поэтами фон Шеффелем, Людвигом Эйхордом и Адольфом Касмаулем в немецкоязычных журналах печатались пародийные стихи.

Читайте также:
3 важных критерия выбора пластиковых воздуховодов для вентиляции

Целью таких пародий было подшутить над стихами обывателей-графоманов (мелких торговцев, провинциальных учителей), письмами с которыми были буквально завалены все редакции журналов первой половины XIX века.

Карл Шпицвег
«Друг кактуса» (1856)
Одинокий чиновник вернулся домой, дома его ждет лишь кактус…

Стиль бидермейер – это городской стиль. Стиль бюргеров XIX века. Так, на картинах данного периода появляются жители городов за работой, на прогулке, на отдыхе. К примеру, картины немецкого художника Карла Шпицвега. Или же Галерея красавиц художника Йозефа Штилера – портреты как принцесс, так и обычных горожанок. Создана данная серия картин была по заказу Людвига I – короля Баварии.

В русском искусстве к стилю бидермейр можно отнести картины Василия Тропинина – к примеру, «Золотошвейка» или же «Кружевница».

Карл Шпицвег
«Охотник на бабочек» (1840)

Стиль бидермейер – это уютный стиль ценящих труд, но уже могущих позволить себе и роскошь горожан. Интерьеры в силе бидермейер отдают домашним уютом – это светлые обои с рисунком в цветочек, мягкая мебель, обтянутая ситцевыми тканями и набитая конским волосом, простые кровати, лишившиеся балдахинов, множество горшков с комнатными растениями.

Карл Шпицвег
«Бедный поэт» (1839)

Наибольшее распространение стиль бидермейер получил в немецкоязычных странах.

Карл Шпицвег
«Пикник»

Что касается костюма в стиле бидермейер, то наиболее ярко особенности костюма в данном стиле можно рассматривать на примере женских платьев первой половины XIX века. В то время как в мужском костюме стиль бидермейер весьма перекликается со стилем романтизм.

Платья в стиле бидермейер

Платье в стиле бидермейер чем-то напоминало воздушный шар – такое же круглое и объемное. И это вряд ли случайно – первые воздушные шары взлетели в небо как раз таки в XIX веке. И их пассажирами были не только мужчины, но и отважные дамы в своих неудобных нарядах.

Ф. Г. Вальдмюллер
Женский портрет

У платьев в стиле бидермейер всегда была широкая пышная юбка. В нее вшивали специальные валики, чтобы придать округлую формы. При этом каркасов под юбку не было. Также не было и множества нижних юбок.

Во времена стиля бидермейер женщины вполне обходились одной нижней юбкой и вшитыми валиками. Также юбка платьев данного стиля становится немного короче – она не прикрывает щиколотки ног. Непозволительная вольность по тем временам.

Й. К. Штилер
«София Баварская» (1832)

Бальные платья стиля бидермейер обязательно были с декольте и открытыми плечами. С такими платьями носили дорогие, из кашмирской шерсти, шали, которые привозились в Европу из Индии. Классическое сочетание – белое платье и красная шаль. Кстати, что касается цветов платьев стиля бидермейер, то девушки чаще всего носили платья более светлых расцветок, а женщины – платья темных тонов.

Й. К. Штилер
«Мария Фридерика Прусская» (1843)

Рукава бальных платьев были короткими и с ними носили длинные перчатки. На талии обязательно пояс – с бантом или же пряжкой. Цель пояса – сделать зрительный акцент на тонкой талии.

Читайте также:
Как выбрать сабельную пилу. Какая электропила лучше?

Й. К. Штилер
«Анна Хиллмаэр» – дочь торговца мясом (1829)

У повседневных платьев декольте отсутствовало. Рукава таких платьев были длинными. С повседневными платьями носили короткие перчатки, а также зонтики от солнца – в моде аристократическая бледность. На плечи могли набрасывать кружевные косынки. Так называемые косынки-фишю. На голове – шляпа капор.

Й. К. Штилер
«Лола Монтес» – танцовщица, а также возлюбленная короля Баварии Людвига I (1847)

Запоминающимися были и прически стиля бидермейер. Чаще всего ассиметричные, с петлями и бантами из волос. А также со взбитыми и завитыми локонами.

Отдельное внимание стоит уделить рукавам платьев стиля бидермейер. Рукава таких платьев всегда были широкими и объемными.

Карл Шпицввег
«Любовное письмо» (1845-46)

Очень часто рукав платья состоял из двух частей. У бальных платьев был внутренний рукав – короткий, плотный и подбитый пухом или ватой. Верхний рукав бальных платьев мог быть длинным и шился из полупрозрачных тканей или кружева.

Но чаще всего бальные платья были с короткими рукавами-буфами – объемный рукав-фонарик, заканчивающийся манжетой.

Карл Шпицвег
«Воскресная прогулка» (1841)

Носили и платья с рукавом-жиго – очень широкий у плеча и постепенно сужающийся к манжете у локтя или запястья рукав. В России такой рукав в шутку называли «бараньей ногой».

У повседневных платьев чаще всего был простой односоставной рукав, в верхнюю часть которого для придания объема вшивался китовый ус.

Мужской костюм в стиле бидермейер

Отличительной особенностью мужского костюма стиля бидермейер стал его силуэт, отчасти повторяющий силуэт женского костюма данного периода. А именно широкие плечи и узкая талия. В остальном же мужской костюм во многом был схож с мужским костюмом стиля романтизм.

Карл Шпицвег
«Автопортрет»

Фраки в стиле бидермейер шили строго в талию. При этом к фраку прилагались вшитые подплечники и широкий в верхней части рукав. Очень часто за счет ватной подкладки фраков увеличивали их на груди.

Карл Шпицвег
«Запах роз»

С фраком носили более светлые брюки и жилеты. Если фрак был темного цвета, то жилет мог быть ярким. Очень часто носили красные жилеты или же жилеты в полоску и клеточку. Ткань в полоску или же клеточку использовалась не только для пошива мужских жилетов, но и для пошива повседневных женских платьев.

Карл Шпицвег
«Воскресный охотник» (1845)

Сюртук в данный период чаще всего носят как верхнюю одежду. В моде шляпы-цилиндры, трости, перчатки, шейные платки, кудри и бакенбарды, что соответствует моде денди.

Карл Шпицвег
«Вдовец»

Одной из модных новинок того времени стал и английский плащ гавелок. Плащ – пошитый из сукна и с яркой контрастной подкладкой. У данного плаща не было рукавов, но присутствовала пелерина и прорези для рук. Плащ был объемным и его часто надевали для походов на бал, так как под ним не мялся фрак.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: